Интерактивный кабинет «История Великой Отечественной войны в событиях и судьбах» открылся в Белорусско-Российском университете. Получился настоящий мини-музей прямо в учебной аудитории.
Оборона Могилева, вражеская оккупация, партизанское и подпольное движение, операция «Багратион», День Победы — экспозиция представлена несколькими тематическими блоками, у каждого из которых собственное наполнение. В качестве многочисленных свидетельств подвига советского солдата выступают печатные и фотодокументы, военные карты, а современное световое и музыкальное сопровождение только способствует лучшему восприятию информации.
Над оформлением мемориального зала сотрудники вуза скрупулезно трудились на протяжении года. Любой материал требовал подтверждения, приходилось постоянно обращаться к энциклопедическим справочникам, документальным архивам.
Особенно создатели хотели подчеркнуть роль человека на войне. Поэтому на стенах целая россыпь портретов выдающихся деятелей партизанского сопротивления и подполья, военачальников и рядовых солдат.
— Наш вуз создавался фронтовиками, и те идеалы, надежды и мечты, которые у них были, нельзя предать, — говорит ректор БРУ Михаил Лустенков. — Нужно сохранить историческую правду, передать ее нынешнему молодому поколению, а они через какое-то время — своим детям и внукам. Данный кабинет и послужит этой цели. Современная молодежь, как и во все века, очень эмоциональна. Пытаемся достучаться до нее не только с помощью сухих цифр, а через эмоции показать, как все было на самом деле. Символично, что торжественное открытие проходит накануне Дня народного единства. На мой взгляд, именно сплоченность советского народа помогла выстоять в Великой Отечественной войне.
Интерактивный кабинет создан при методической и информационной поддержке прокуратуры Могилевской области. Расследование дало свои плоды — установлены новые факты зверств фашистов на территории региона: 42 ранее неизвестных уничтоженных населенных пункта, 8 мест принудительного содержания людей, 39 мест захоронения.
Подставило плечо и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. В частности ощутимы финансовые вливания по специальной программе развития университета.
— Мемориальный класс в БРУ произвел огромное впечатление. Задумались над тем, чтобы перенять опыт и воплотить подобный зал в нашем учебном заведении, — делится заместитель директора института русского языка Российского университета дружбы народов Лилия Алимова. — Вопрос сохранения исторической памяти в нынешний непростых геополитических условиях, когда фашизм снова поднимает голову в мире, как никогда важен. Нужно во весь голос рассказывать о подвиге советского человека — и воина, и того, кто ковал Победу в тылу. Причем делать это нужно на современном, понятном молодежи языке. Здесь информация собрана и представлена таким образом, что она способна и пополнить знания, и научить гордиться нашим героическим прошлым, и дать веру в будущее.
Интерактивный кабинет будет задействован для обычных занятий, также там будут проводить дополнительные памятные мероприятия.
Могилевчанин Кирилл Песков, большой любитель истории, доволен увиденным:
— Ярко, при этом информативно. Многое почерпнул для себя. Уверен, напоминать о событиях Великой Отечественной войны никогда не лишне. У меня воевало два прадеда. Григорий Павлович дошел до Берлина, был награжден медалями «За отвагу» и «За освобождение Праги». Иосиф Филиппович награжден Орденом Славы III степени за подвиги при освобождении Польши. Трепетно чтим эту память в семье. К примеру, я занимался поисками архивных материалов, затем публиковался в книге «Память». Это наше общее дело — сохранить историческую память.
Первокурсница Полина Бухта из Костюковичей после знакомства с экспозицией не смогла сдержать слез:
— Известно, что в Беларуси нет семьи, которой бы свои черным крылом не коснулась та страшная война. И моя семья не исключение. Прадед погиб на фронте, но место его захоронения долго оставалась неизвестным. Только 15 лет удалось установить, где находится могила. Теперь каждый год ездим в Россию в Великие Луки отдать дань памяти и уважения героическому предку. От интерактивного зала я в восторге. Пример того, что историю можно и нужно рассказывать на современном языке, используя современные возможности!