Унификация необходима: Россия и Беларусь расширяют сотрудничество в сфере высшего образования

07121

Интеграция систем образования остается важнейшей задачей сотрудничества России и Беларуси в рамках договоренностей о создании Союзного государства. Особенно актуальным это становится сегодня, в условиях гибридной войны, развязанной Западом против наших стран, в первую очередь направленной на то, чтобы овладеть умами молодежи. Взаимодействие между российскими и белорусскими вузами прогрессирует, а количество белорусов, обучающихся в России, с каждым годом растет, но все же остаются в этой сфере и нерешенные проблемы.

Единые стандарты в сфере образования являются важнейшим условием для обеспечения экономического и технологического суверенитета России и Беларуси, а также углубления интеграции в рамках Союзного государства. Без совместного воспитания молодежи в общем духе обеспечить выполнение этих задач невозможно. Молодые специалисты двух стран должны не только уметь общаться друг с другом на одном языке, но и иметь общее видение будущего.

Специальная военная операция на Украине и введенные санкции Запада показали, что экономики Беларуси и России нуждаются в качественном обновлении и повышении своей устойчивости. Более того, необходимо в целом менять приоритеты и подходы к развитию общества, а без мотивированной молодежи решить эти задачи не получится. Необходимую же мотивацию и подготовку молодые люди, как правило, приобретают в образовательных учреждениях.

Вот почему сегодня для Беларуси и России так важно приходить к единым стандартам в области образования, а также максимально расширять сотрудничество между вузами и налаживать обмен студентами. Важным шагом в этом направлении может стать и создание совместных белорусско-российских учебных заведений.
Прецеденты подобной интеграции уже есть. Так, в Минске работает филиал Российского государственного социального университета, выпускники которого получают дипломы российского образца. В Могилеве с 2003 года функционирует Белорусско-Российский университет (БРУ), созданный на основе Могилевского государственного технического университета и дающий образование по широкому спектру технических и экономических специальностей.

БРУ тесно сотрудничает с российскими вузами: налажены связи с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Брянским и Новосибирским государственными техническими университетами, Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина, а также Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ).

Этой осенью при БРУ был открыт совместный проект с РГГУ — Центр евразийских исследований им. А.А. Громыко. Здесь будут изучать интеграционные процессы в Союзном государстве, а также тенденции развития евразийского пространства. По словам ректора БРУ Михаила Лустенкова, задачей центра должна стать подготовка студентов, которые в перспективе станут руководителями совместных белорусско-российских проектов.

Россия остается самой востребованной среди белорусов страной для получения высшего образования.
Это обусловлено не только культурной близостью, но и тем, что граждане обеих стран обладают равными правами в этой сфере. Белорусские абитуриенты могут поступать в российские вузы на бюджетные места наравне с россиянами, а с 2021 года ряд университетов России засчитывает результат белорусского ЦТ за ЕГЭ.

Более того, в последнее время квоты на обучение для белорусской молодежи увеличены в 18 раз: в 2019 году было предусмотрено 73 места, в 2020 — 230, в 2021 — 700, в 2022 — 1100, а в 2023 году будет выделено уже 1300 мест. Наибольшей популярностью у абитуриентов из Беларуси пользуются прикладная математика, лечебное дело и менеджмент. Сейчас по квотам в России обучается около 4000 белорусов.

Только в 2021 году белорусские и российские вузы заключили 100 прямых договоров о сотрудничестве, а всего их насчитывается более полутора тысяч.
Два ведущих национальных научных фонда — Российский научный фонд и Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований — уже подписали подобное соглашение, благодаря чему регулярно будут поддерживаться наиболее значимые проекты молодых ученых России и Беларуси.

Прямое сотрудничество вузов и производственных компаний способствует созданию собственной школы кадров и отраслевых лабораторий (всего их в Беларуси более 90). Восемь таких лабораторий были созданы для НИОКР в области микроэлектроники совместными усилиями с Россией.

Нашими странами реализуется множество научных программ и проектов. В 2022 году планируется реализовать три из них — это космическая программа «Комплекс-СГ», «Интелавто» (системы бортовой электроники автотранспортных средств, превосходящие существующие мировые аналоги), «Компонент-Ф» (разработка новых образцов лазерной техники). На повестке дня вступление Беларуси в международный центр нейтронных исследований в Гатчине и обеспечение доступа к работе на самом мощном в мире исследовательском реакторе ПИК.

Однако на этом в целом позитивном фоне остаются и серьезные проблемы.
Одной из них является сохраняющаяся рассогласованность образовательных систем. Наиболее ярким проявлением этого считается различие в системе оценок — в России сохраняется пятибалльная шкала, в то время как в Беларуси перешли на десятибалльную.

Давней проблемой образования в обеих странах являются частые и зачастую весьма противоречивые реформы, которые проводятся без согласования друг с другом. Так, правительство Беларуси анонсировало очередной пересмотр правил поступления в вузы. Не приведут ли новые изменения к нарушению предыдущих договоренностей с Россией, в частности по признанию результатов белорусского ЦТ российскими вузами, вопрос открытый.

Если в области технических наук сотрудничество в целом развивается плодотворно, то о гуманитарной сфере этого сказать нельзя.
Так, приходится с сожалением констатировать, что российские студенты очень мало знают о Беларуси и происходящих там процессах. Аналогичным образом система белорусского гуманитарного образования преимущественно ориентирует студентов на сугубо внутреннюю проблематику, причем нередко в националистических интерпретациях, и практически не уделяет внимания историческим и культурным связям с Россией. Как следствие у молодежи не формируется восприятие наших стран как единого пространства с глубинными внутренними связями.

Между тем без общего гуманитарного пространства невозможны ни далеко идущие интеграционные процессы, ни совместное противостояние общим угрозам.

Источник