Михаил Лустенков: Белорусско-Российский университет работает на укрепление Союзного государства

quyc57qnnslm85g5o244qadjp0jwgp4l

Фото: Т. Аманов / ye102.ru

Развитие импортозамещения – один из приоритетов Союзного государства. 3 апреля президент России Владимир Путин поручил разработать международные программы подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей с участием стран ЕАЭС. Пример подобного сотрудничества в образовании уже есть – это Белорусско-Российский университет, созданный на базе Могилевского машиностроительного института. Он относится к славянским университетам, призванным собрать лучшие образовательные практики российской и национальных систем образования на постсоветском пространстве. О достижениях БРУ на технологическом поприще и развитии университета «Евразия.Эксперт» побеседовал с его ректором – доктором технических наук, профессором Михаилом Лустенковым.

– Михаил Евгеньевич, Белорусско-Российский университет существует уже больше двадцати лет. Какие ключевые достижения университета Вы можете выделить за данный период? Какими Вы видите ключевые направления развития университета, на что делаете в работе особый акцент?

– Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет», основанный в 1961 г. как Могилевский машиностроительный институт, является университетом совместного ведения Республики Беларусь и Российской Федерации.

Университет учрежден в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь 19 января 2001 г. в целях создания наиболее благоприятных условий для дальнейшего взаимодействия в развитии образования и культур народов обоих государств и представляет собой реальный пример интеграции образовательных пространств двух стран. Выпускники вуза получают диплом государственного образца Республики Беларусь или Российской Федерации. В настоящее время университет является крупным региональным научно-образовательным центром, в структуру которого входят лицей, архитектурно-строительный колледж, институт повышения квалификации и переподготовки кадров.

В образовательной и научно-исследовательской деятельности задействована 21 кафедра, научно-производственные центры и лаборатории, на предприятиях Могилева функционируют девять филиалов выпускающих кафедр.

Университет осуществляет подготовку специалистов в области автомобиле– и машиностроения, энергетики и электроники, мехатроники и робототехники, приборостроения, промышленного и гражданского строительства, IT-технологий, производства изделий на основе трехмерных технологий. Спектр специальностей и направлений подготовки очень широкий: наряду с традиционными специальностями присутствуют и современные инновационные, связанные с новейшими тенденциями развития инженерного образования.

В 2018 г. при поддержке президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. был достроен учебно-лабораторный корпус, благодаря чему мы получили возможность для дальнейшей активизации научной и образовательной деятельности. К ключевым достижениям, на мой взгляд, следует отнести наше участие в программе Союзного государства «Развитие образовательной и научной деятельности Белорусско-Российского университета на базе инновационных технологий».

Белорусско-Российский университет с 2014 г. принимает участие в программе развития славянских университетов, поддерживаемой Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, что позволяет совершенствовать материально-техническую базу, открывать новые «точки роста» и поддерживать уже сложившиеся научные школы, обеспечивать реализацию программ академической мобильности преподавателей и студентов университета.

В 2020 г. БРУ сделал важный шаг в сторону мультипрофильности: открыты направления подготовки «Прикладная математика» и «Зарубежное регионоведение», характерные для «классических» университетов. Данное событие тоже можно рассматривать как один из трендов в развитии университета.

Ключевые задачи деятельности вуза мы видим в реализации трех основных направлений: образовательном, научном и социогуманитарном.

В настоящее время обучение ведется по 43 специальностям и направлениям подготовки по белорусским и российским образовательным программам.

БРУ ежегодно обновляет перечень специальностей и направлений подготовки, объявляя конкурс лишь на те, которые в наибольшей степени востребованы рынком труда. В 2023 г. мы планируем впервые осуществить набор по российским образовательным программам на бюджетные места по направлениям подготовки «Нефтегазовое дело» и «Бизнес-информатика», по белорусским образовательным программам – впервые будет объявлен набор на специальность «Экспертиза и управление недвижимостью».

Научная и инновационная деятельность – двигатель развития Белорусско-Российского университета. Поскольку профиль вуза преимущественно машиностроительный, исследования наших ученых носят прикладной характер. Успешно функционируют экспортно-ориентированные малотоннажные производства и инжиниринговые подразделения. БРУ является головной организацией в Республике Беларусь в области сварочных работ. Для обеспечения коммерциализации результатов интеллектуального труда сотрудников и выпускников университета Министерством образования Республики Беларусь Белорусско-Российский университет включен в проект по реализации модели «Университет 3.0».

Учитывая межгосударственный статус, уставные цели и задачи, вуз активно развивает социогуманитарное направление. Мы результативно взаимодействуем с посольством Российской Федерации, представительством Россотрудничества в Республике Беларусь, а также ведущими университетами Российской Федерации, такими как Российский государственный гуманитарный университет, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого и другие.

Многовекторная деятельность вуза находит свое отражение в социогуманитарных проектах. Такие проекты направлены на расширение единого культурно-исторического пространства, создание Центров регионального и межрегионального сотрудничества, формирование у молодежи Союзного государства единых ценностных ориентиров и активной жизненной позиции. Университет выступает площадкой для обмена образовательными и гуманитарными практиками.

Сотрудничество с российскими университетами в области гуманитаристики осуществляется, в том числе, путем создания совместных образовательных центров, которые ведут научную, культурно-просветительскую и образовательную деятельность. Это Центр русского языка и культуры «Пушкинский центр», на базе которого функционирует виртуальная кафедра «Института Пушкина». Кроме того, действует Центр евразийских исследований им. А.А. Громыко, созданный совместно с Институтом постсоветских и региональных исследований РГГУ, целью создания которого является формирование общего научно-образовательного пространства в рамках Союзного государства, СНГ и ЕАЭС.

В Белорусско-Российском университете функционирует социально-культурное общественное объединение «Наследие». Главной целью его деятельности является распространение идей межкультурного диалога и взаимопонимания, различных форм сотрудничества как основы евразийской интеграции и укрепления Союзного государства Беларуси и России.

– В настоящее время существует сеть славянских университетов, которые работают в Армении, Кыргызстане и Таджикистане. Какова, на Ваш взгляд, миссия таких университетов, что их объединяет?

– Действительно, на постсоветском пространстве в 1990-х был создан ряд славянских университетов. Первым из подобных образований стал Киргизско-Российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина, который был учрежден в 1993 г. Позднее были основаны Российско-Таджикский славянский университет (1996 г.) и Российско-Армянский университет (1997 г.). А в 2001 г. было подписано Соглашение об учреждении Белорусско-Российского университета.

Славянские университеты объединяет особая миссия, которая заключается в интегрировании национальных образовательных систем и системы высшего образования Российской Федерации в единое целое. Взаимный обмен опытом в образовательной деятельности, достижениями в научно-исследовательских разработках, социокультурными практиками дают дополнительный импульс развитию внутреннего потенциала не только для самих университетов, но и для национальных систем образования. Университеты выполняют важную гуманитарную задачу – содействуют сохранению, развитию и взаимообогащению культур, языков, исторических и национальных традиций своего и российского народов.

Славянские вузы, которые формировались и в последующие годы развивались как многопрофильные университеты, в большей степени обеспечивают подготовку кадров педагогических, социогуманитарных, естественно-научных направлений. В отличие от них Белорусско-Российский университет был основан на базе регионального вуза – Могилевского государственного технического университета, ранее – Могилевского машиностроительного института, известного в СССР как «Машинка». Подготовка высококвалифицированных кадров для промышленного сектора экономики является ведущим приоритетом деятельности БРУ.

– Есть ли примеры успешного взаимодействия, реализации совместных образовательных программ славянских университетов?

– БРУ совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ) успешно реализует программы дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки.

Каждый из славянских университетов имеет свою траекторию развития, обусловленную спецификой национальной системы образования и профилем. Мы взаимодействуем со славянскими университетами на различных площадках – принимаем участие в совместных мероприятиях, развиваем партнерские связи между структурными подразделениями. В качестве хорошей практики такого взаимодействия можно отметить создание во всех славянских университетах под эгидой Российского государственного гуманитарного университета Центров евразийских исследований.

Сегодня проблемы изучения политических, экономических, гуманитарных, этнорелигиозных процессов на территории Большой Евразии становятся приоритетными в связи с изменением внешней ситуации и необходимостью объединения усилий дружеских государств. В Республике Беларусь евразийское направление рассматривается как важнейший вектор внешней политики, обсуждается вопрос о вступлении Беларуси в Шанхайскую организацию сотрудничества, что будет способствовать развитию международных контактов в евразийском регионе.

Одним из последних мероприятий, проведенных в рамках деятельности Центров евразийских исследований, стала международная сетевая платформа «Начало коренного перелома: к 80-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве». Организатором выступил Российский государственный гуманитарный университет. В мероприятии принимали участие студенты и преподаватели всех славянских университетов. Они рассказали о вкладе национальных республик, входящих в состав СССР, в общую Победу, об участниках великой битвы за Сталинград, о важности гражданского-патриотического воспитания современной молодежи и сохранения исторической правды.

– Какие проекты БРУ, на Ваш взгляд, имеют перспективу для масштабирования и совместной реализации со славянскими вузами и вузами России? К каким программам данных вузов БРУ было бы интересно присоединиться?

– В 2018-2019 гг. университет принимал участие в проекте Союзного государства «Развитие образовательной и научной деятельности Белорусско-Российского университета на базе инновационных технологий». Реализация проекта стала еще одной ступенью в развитии инженерного направления университета.

При поддержке одного из крупнейших резидентов Парка высоких технологий – компании iTechArt – открыта учебная IT-лаборатория. Также открыта уникальная сетевая лаборатория интеллектуальной робототехники и киберфизических систем, имитирующая производственную автоматизированную систему. Новейшее оборудование лабораторий СПбПУ и БРУ позволяет работать над совместными проектами по разработке и созданию программно-аппаратных комплексов киберфизических и робототехнических систем и выйти на новый уровень практико-ориентированной подготовки за счет использования интернет-соединения.

В университете создана уникальная лаборатория 3D-печати, оснащенная современными 3D-принтерами, реализующими все известные сегодня промышленные технологии печати. Для подготовки студентов к работе в новых условиях, формируемых четвертой промышленной революцией, создается лаборатория «Киберфизические системы в машиностроении (Индустрия 4.0)».

Сегодня в университете функционируют более 10 «точек роста», включающих, в том числе, школы в области аддитивных технологий и механообработки. С учетом передовой материально-технической базы мы готовы предложить нашим партнерам возможность проведения совместных научных исследований, прохождения образовательных и научных стажировок на уникальном оборудовании как для студентов и молодых преподавателей, так и для авторитетных ученых.

В последнее время университет активно участвует в различных проектах и программах. Ежегодно в БРУ проводится конкурс молодежных стартап-проектов; для студентов привлекательным является проект «Летний университет», организатором которого выступает Псковский государственный университет. БРУ готов выступить в качестве площадки для обучения по программам дополнительного образования инженерного профиля.

– БРУ уделяет внимание развитию прикладных технических направлений и ведет тесное сотрудничество с могилевскими предприятиями. Реализуются ли совместные проекты с предприятиями из России? Есть ли планы развивать подобное сотрудничество в будущем?

– В последний год университетом реализовано более 30 различных проектов с участием специалистов Российской Федерации.

БРУ определен специализированной организацией по обеспечению научно-технической поддержки при строительстве БелАЭС. В его ведении находится азработка сварочных технологий, согласование карт контроля, аттестация персонала и так далее.

В числе партнеров университета – АО «НИКИМТ-Атомстрой», АО Атомэнергоремонт, АО «СЕЗАМ», ПАО «Энергоспецмонтаж» (г. Москва), ООО «ЭМУ-7» (г. Краснодар), ООО ИнСетКом (г. Екатеринбург), ООО «Трест Росспецэнергомонтаж» (г. Нижний Новгород), ООО «Омскэнергосервис» (г. Омск), ООО «ВдМУ» (г. Волгодонск), АО «Сосновоборэлектромонтаж», ООО «ТРЕК Электрик» (г. Электросталь), ООО «Карбофер Метсервис» (г. Воронеж), ЗАО НПО «Гидроаппарат».

Центром сертификации и испытаний выполнено несколько договоров на сумму около 4,7 млн. рос. руб. Лабораторией «Волоконно-оптическая диагностика» выполнено 4 договора на создание и передачу научно-технической продукции суммарным объемом около 5 млн. рос. руб. Два договора направлены на создание специальных средств эндоскопии для НТЦ «ВНИИМП-ОПТИМЕД-1» (г. Москва), два имеют тематику совершенствования средств эндоскопии авиадвигателей летательных аппаратов, заказчиком выступило АО «ОМТЕХ» (г. Москва).

Инжиниринговым центром SimTech велась работа по построению моделей напряженно-деформированного состояния и разрушения стальных канатов для ОАО «Северсталь-метиз» (г. Череповец), направлено коммерческое предложение. Подготовлен проект «Разработка и освоение производства хоппера-минераловоза грузоподъемностью 71 т/тележка 22,5 т», потенциальными потребителями продукции которого станут АО «Трансмашхолдинг» (ОАО «Коломенский вагоностроительный завод»), ООО «ЭРВК» («Брянский вагоностроительный завод»). Направлено предложение-кейс по сотрудничеству в области разработки и оптимизации помольно-смесительного оборудования ГК «PLM Урал» (г. Екатеринбург).

Сотрудниками кафедры «Автоматизированные системы управления» ведутся прикладные разработки и осуществляется консультативная поддержка систем управления предприятием для ООО «СМИТ-Ярцево» (Смоленская обл.).

– С какими вузами России и стран СНГ у БРУ выстроено сотрудничество в сфере академической мобильности?

– В настоящее время университет реализует 67 договоров о сотрудничестве с российскими образовательными организациями высшего образования и научными учреждениями. Сегодня мы перешли от количественных показателей в подписании договоров к этапу качественного и ответственного межвузовского партнерства.

Стратегическим партнером университета выступает флагман инженерного образования Российской Федерации – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Наличие такого партнера позволяет нам определять новые ориентиры в развитии передовых инженерных школ и направлений, сверять собственные шаги в научной и образовательной деятельности с основными мировыми тенденциями цифровой инженерии и наукоемких технологий. В 2022 г. была открыта совместная уникальная сетевая лаборатория интеллектуальной робототехники и киберфизических систем. Ежегодно более 20 преподавателей и студентов университета проходят образовательные и научные стажировки в Высших школах Санкт-Петербургского политехнического университета.

На IX Форуме регионов в июне 2022 г. были подписаны соглашения об организации сетевых образовательных программ по направлениям подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы и оборудование» и «Зарубежное регионоведение». В настоящее время ведется работа по организации совместной образовательной программы магистратуры по направлению «Техносферная безопасность». По приглашению ректора Политеха А.И. Рудского Белорусско-Российский университет принял участие в представительном Международном муниципальном форуме стран БРИКС+, который проходил в ноябре 2022 г. в Санкт-Петербурге.

Особые отношения связывают наш университет с вузами Новосибирска. С 2017 г. функционирует Международный российско-белорусский центр межрегионального сотрудничества в области образования, науки и культуры. Его учредителями выступили Белорусско-Российский университет, Новосибирский государственный технический университет, социально-культурное общественное-объединение «Наследие» и Новосибирский центр белорусской культуры. Среди основных задач Центра – установление и развитие эффективных взаимовыгодных партнерских связей между научными, образовательными, социальными, культурными, молодежными и спортивными организациями Могилевской и Новосибирской областей; ознакомление граждан Республики Беларусь и Российской Федерации с историей, культурой, традициями наших народов.

В 2022 г. заключено соглашение с Новосибирским государственным архитектурно-строительным университетом, знаменитым Сибстрином, об открытии Центра техносферной безопасности, технологий природообустройства и водопользования. Он был создан на базе международной кафедры ЮНЕСКО «Экологически безопасные технологии природообустройства и водопользования» Сибстрина и кафедры «Техносферная безопасность и производственный дизайн». Студенты БРУ в октябре 2022 г. приняли участие в Международной молодежной школе «Экополис» в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете.

Мы можем смело говорить о том, что между академическим и студенческим сообществами вузов Новосибирска и БРУ установлены прочные партнерские связи.

Наш университет активно сотрудничает и с Самарским национальным исследовательским университетом им. С.П. Королева. Темой для взаимодействия стали научно-образовательные проекты в области космоса и наноспутников. В настоящее время достигнуты договоренности об организации взаимных производственных практик магистрантов. Ко Дню космонавтики запланирован прием делегации Самарского университета. Одной из перспективных задач является подготовка и открытие совместной образовательной программы магистратуры, а в практическом плане – создание собственного наноспутника.

Университет активно участвует в программах академического обмена как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации. По этому показателю мы являемся одним из наиболее мобильных университетов Беларуси. В аспирантуре и докторантуре Российской Федерации обучаются наши сотрудники, что позволило заложить основу для формирования новых научных направлений и школ, а также для реализации совместных инновационных проектов.

Источник