Комплексная презентация «проекта будущего» «Умные города Беларуси» прошла сегодня в Могилеве с участием с участием Министра связи и информатизации Константина Шульгана, Министра образования Андрея Иванца. Площадкой для проведения мероприятия стал Белорусско-Российский университет. Участники, а это ученые, преподаватели, студенты учебных заведений Могилева, представители организаций, задействованных в проекте по цифрвизации в регионе, обсудили вопросы текущего состояния проекта, поделились видением решения проблем, системы подготовки специалистов. Сегодня состоялась презентация научно-образовательного центра «Умный город», созданного на базе УО «Белорусская государственная академия связи», и обсуждение перспектив организации сетевого обучения с учетом имеющихся технических ресурсов.
Как отметил Министр связи и информатизации Константин Шульган, одна из задач подобных выездных диалоговых площадок – популяризация и совместное продвижение проекта в регионах:
— Проект «Умные города» готового рецепта не имеет, это творческий проект, не имеющий границ. Даже другим поколениям будет над чем поработать, потому что главная цель «проекта будущего» – сделать удобным нашу жизнь, более эффективными бизнес-процессы и правильное административное управление на основе четких данных, которые дают возможность цифровые технологии. Умные технологии в различных отраслях уже применяются. Встает вопрос подготовки квалифицированных кадров, которые смогут проект реализовать. Поэтому совместно с Министерством образования проводим такие семинары. Могилев стал уже третьей по счету площадкой. Мы должны увидеть самые перспективные наработки, чтобы масштабировать инновации по стране, прорабатываются перспективные направления, где мы еще видим прорывные технологии. Подразделения Министерства связи и информатизации первыми предоставили проекты для внедрения. На примере Орши мы провели эксперимент и получили хороший эффект от проекта «Мобильный почтальон», который масштабировался без дополнительных административных усилий. И, конечно, проект «Умный город», который помогает строить эффективные взаимоотношения между администрацией города, бизнесом и жителями. Эти два проекта находятся достаточно в масштабной стадии внедрения.
Государственной программой предусматривается к 2025 году охват 17 городов и регионов типовой региональной государственной цифровой платформой «Умный город (регион)» (областные и 11 районных центров республики). В БРУ прошла диалоговая площадка со студентами на тему «Умный город», а также была представлена выставка научных разработок «Цифровые технологии в науке и образовании».
Министр образования Андрей Иванец отметил, что сегодня есть все необходимые возможности для сетевой формы взаимодействия, позволяющие выстроить как горизонтальные, так и вертикальные связи:
— Если раньше у нас сотрудничество преимущественно осуществлялось на одном уровне образования – университеты взаимодействовали с университетами, то сегодня мы видим, что идет фактически сквозная вертикаль, когда мы вовлекаем школьников в научно-исследовательскую работу, подключаем специалистов из колледжей, которые имеют более прикладной характер и, безусловно, вовлекаем сюда ученых, которые работают в наших ведущих университетах. Создание таких кластеров регионального характера крайне важно, потому что оно будет нацелено на решение конкретных прикладных задач для регионов. И сегодня в рамках ознакомления с выставкой мы видели, что целый ряд разработок направлен на улучшение жизни непосредственно в Могилеве, на решение задач, которые стоят перед промышленными предприятиями региона. Мы просто уверены, что система образования должна более серьезно реализовывать свой потенциал при решении социально-экономических задач
Министр образования Андрей Иванец подчеркнул, что сегодня подготовка специалистов в области информационных технологий ведется в 19 университетах нашей страны и целом ряде колледжей. Но мы конечно видим и проблемные вопросы, которые требуют сегодня нашего оперативного решения. Именно поэтому такой семинар проводится совместно с Министерством связи и информатизации. Мы должны увидеть, какие новые профессии в будущем нам понадобятся, потому что мы реализуем стратегию опережающей подготовки кадров в системе образования, но без подсказки с мест, без подсказки практиков, какие компетенции и новые профессии будут нужны в целом уже не только сегодня, но и завтра, на перспективу нам будет сложно обеспечить такую подготовку. Со своей стороны, мы готовы обеспечить новые образовательные стандарты и программы, потому что эта та отрасль, которая развивается крайне динамично и требует пересмотра практически ежегодно.
Фото БЕЛТА
Елена КУКШИНСКАЯ