Белорусско-Российский университет вошел в топ лучших Европы

Недавно в университете открылась лаборатория интеллектуальной робототехники и киберфизических систем. Фото: Андрей Сазонов

 В элиту союзных вузов, где готовят кадры «завтрашнего дня», уверенно вошел Белорусско-Российский университет, действующий в Могилеве. По данным авторитетного агентства QS Quacquarelli Symonds, БРУ занял почетное четвертое место среди белорусских вузов в рейтинге лучших высших учреждений образования развивающихся стран Европы и Средней Азии-2022. Мейнстрим учебной программы — образование 4.0. Это значит, что здесь готовят высококлассных специалистов для индустрии будущего. Получить необходимый уровень компетенций студентам поможет и открывшаяся недавно лаборатория интеллектуальной робототехники и киберфизических систем. В учебный процесс окунулся корреспондент «СОЮЗа».

Сеть с интеллектом

Модель индустрии 4:0 студенты БРУ теперь могут не только увидеть своими глазами, но и стать ее создателями. Новый лабораторный стенд имитирует роботизированную сборочную линию автомобиля: робот-сборщик, робот-сварщик, а человек только программирует задачу и контролирует процесс. Этот обучающий стенд — один из элементов уникальной сетевой лаборатории интеллектуальной робототехники и киберфизических систем. Ее открытие стало результатом стратегического партнерства с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого. Декан электротехнического факультета БРУ Сергей Болотов акцентирует внимание на слове «сетевая» в названии лаборатории:

— Она интегрируется в систему лабораторий Санкт-Петербургского «политеха». У них есть свои еще более мощные стенды — настоящие мини-заводы. Смысл в том, что мы можем дистанционно использовать ресурсы наших лабораторий: удаленно управлять их оборудованием, а они — нашим. Благодаря мультиборду и системе видеосвязи мы можем проводить лабораторные занятия и научные исследования в режиме онлайн. Эта лаборатория интеллектуальная. К примеру, если произошла внештатная ситуация, автоматизированная система думает, как эту проблему решить. Речь идет об искусственном интеллекте.

В рамках программ развития славянских университетов два вуза налаживали сотрудничество еще с 2014 года: составили «дорожную карту», обозначив точками роста в БРУ электронику и программирование. Преподаватели БРУ проходили в Санкт-Петербургском политехническом университете стажировки, а студенты участвовали в сетевой программе обучения. И только благодаря полученному опыту стало возможным открытие лаборатории. Ее техническую начинку можно назвать скелетом, который будет обрастать новыми возможностями, поясняет Сергей Болотов:

— Уже в ближайшее время в лаборатории установим компьютеры. Таким образом, пока одни студенты будут обучаться на стенде, другие смогут писать программы. Стенд дооснастим различными датчиками, то есть технические возможности могут расширяться бесконечно.

В арсенале лаборатории не только киберфизические системы, но и интеллектуальная робототехника. Кандидат технических наук, доцент Андрей Кушнер знакомит с роботом Нао:

— Он прибыл в университет англоязычным, студенты «обучили» его русскому языку и распознавать лица. На роботе, оснащенном множеством датчиков, студенты тренируются в написании программного обеспечения на различных языках программирования.

В этой же лаборатории в кружке робототехники занимаются могилевские школьники. Оборудование для таких занятий приобрели в том числе за средства бюджета Союзного государства. И ближайшие республиканские соревнования по образовательной робототехнике впервые примет БРУ.

И директора научим

Модель университета будущего 4.0 подразумевает, что вуз служит своего рода центром ноу-хау для предприятий. Заведующий кафедрой «Технологии машиностроения» Владимир Шеменков считает, что в индустрии 4.0 вузам отводится роль локомотива:

— Машиностроение — одна из самых прогрессивных отраслей с точки зрения автоматизации, где индустрия 4.0 — уже реальность. А БРУ один из вузов, у которых уже есть оборудование и возможность давать студентам изучать Smart Factory — умное производство при максимальном использовании информационных технологий и киберфизических систем.

Робот Нао прибыл в университет англоязычным. Так вот студенты «обучили» его русскому языку

На данный момент мы разрабатываем интересный проект. Речь идет о создании центра киберфизических систем машиностроения на базе новой лаборатории, где будут обучать компетенциям не только студентов, но еще инженерный состав, директорат заводов. Сейчас как? На заводе покупают сварочного робота, а за ним стоит оператор. А в индустрии 4.0 инженерный состав формирует задачу, а в цеху для обработки и выполнения задачи человек не нужен. Для этого мы должны «расшарить», как говорят студенты, инженерный состав предприятий. От того, прорывная технология либо нет, сегодня зависит конкурентоспособность завода.

Крупным совместным белорусско-российским проектом в БРУ по созданию базы для развития научно-технического потенциала студентов стало открытие в 2019 году нового учебно-лабораторного корпуса. Благодаря реализации проекта Союзного государства в БРУ появились три современные учебно-экспериментальные лаборатории.

Оборудованию могут позавидовать самые высокотехнологичные предприятия. Это и профессиональный порошковый ЗD-принтер по металлу, работающий по SLM-технологии, и робототехнический комплекс для обучения студентов и научных исследований в области интеллектуальных систем управления процессами сварки и плазменной обработки.

Мехатроник — это круто

«Пятым элементом» в индустрии 4.0 в БРУ называют человеческий потенциал. Первый выпуск мехатроников в БРУ состоялся в прошлом году. Среди первокурсников-новобранцев Данила Солганов. Он приехал из Брянской области. К слову, в университете обучаются 70 человек из России. Данила считает, что с такой перспективной специальностью он будет востребован на любом предприятии в любой точке мира:

— Мехатроник — это инженер-конструктор, кибернетик, электроник, робототехник, IT-специалист, системный программист в одном лице. Роботы и вся техническая начинка вуза впечатляют.

Преподаватель — выпускник вуза Егор Демиденко. Ведущий инженер, окончил аспирантуру и преподает комплекс дисциплин, связанных с мехатроникой и робототехникой. Считает, что показателем квалификации такого специалиста является его способность создавать новое:

— Наши ребята на белорусском этапе WorldSkills взяли «бронзу», вошли в расширенный состав национальной сборной и готовятся ехать на чемпионат в Шанхай. Выпускники БРУ могут и за станок стать, и проектировать промышленных роботов, в том числе мобильных, осваивают в связке металлообработку и автоматизацию. Сегодня работодателю не нужна «корочка» о высшем образовании, ему нужен специалист, владеющий самыми прорывными технологиями. В прошлом году востребованность наших выпускников была 1:5. Значит, подготовка на уровне.

Юлия Васильева
Елена Кукшинская

Источник